Главная » Новости Академгородка - архив новостей » Парниковый эффект
Контакты English

Парниковый эффект

01.04.13

Технопарки, действующие на Урале, не способствуют увеличению глобальной конкурентоспособности региона. Нужны акселерационные структуры принципиально нового уровня — с мощной комплексной инфраструктурой и инновационным флером


В середине марта комиссия по развитию технопарков (ТП) Свердловской области включила в их число сразу трех новичков: инновационно-технологический центр «Академический» (14 резидентов), УК технологического парка «Приборостроение» (шесть резидентов) и технопарк «Энергия» (четыре резидента).

Специализация новых технопарков — выпуск деталей из алюминия и латуни, нанодисперсных порошков цветных металлов, антикоррозийных составов, добавок к легированным сталям, приборов и систем учета энергоносителей и теплоэнергопотребления, измерительного оборудования для ТЭК. Общее количество работников в трех ТП — около тысячи человек.

С открытием новых количество ТП в Свердловской области выросло до 12, общее число резидентов — до 73, а штат сотрудников приблизился к 4 тысячам. Это лучший показатель на Урале. Однако количественные параметры — лишь один и не самый главный критерий эффективности развития этой составляющей инновационной инфраструктуры региона.

Очертания все яснее

Мы не первый раз анализируем состояние уральских технопарков (подробнее см. «В парк» № 39 от 03.10.11 и «Чудо техники», «Э-У» № 41 от 05.11.07). Шесть лет назад в регионе их насчитывалось полтора десятка, в конце 2011-го стало 27. Теперь их число стремится к 35. По числу резидентов, как и прежде, впереди всех Технопарк высоких технологий в Ханты-Мансийске (74).

Учредители большинства ТП на Урале — госструктуры (вузы, ФГУП, региональное правительство). Позитивный фактор — большинство технопарков специализированные (в 2007-м картина была иной — инициаторы стремились к универсальности). Негативный — за несколько лет обновление в списке резидентов минимально. 

Точное число парков назвать сложно, поскольку проверить все структуры «на честность» пока возможности нет. А честность заключается в двух параметрах: наличии инновационных резидентов и эффективной научной, учебной, сервисной (финансы, консалтинг, юридическая служба, маркетинг и т.д.) и технологической инфраструктуры.

На наш взгляд, самым ощутимым достижением последних лет стал приход к более или менее единому пониманию явления «технопарк». Это видно хотя бы из формализованных определений, закрепленных в соответствующих региональных законах (см. «Парк юридической силы»). Существенных отличий в них нет. Самое принципиальное: в текстах закреплена необходимость наличия разнообразной инфраструктуры, а главное — сервиса.

Большинство технопарков также отмечают, что предоставляют услуги по сопровождению инновационных проектов, сертификации продукции, защите интеллектуальной собственности, поиску инвесторов, проводят семинары, занимаются юридическим и финансовым консалтингом. Правда, иногда декларации имеют мало общего с действительностью (об этом же говорят и эксперты, см. «Потенциально идеальны»). Но видимое поступательное движение радует: в 2011-м мы констатировали, что технопаркам удалось преодолеть болезнь середины 2000-х — размещение на их площадях низкотехнологичных компаний.

Финансовыми показателями технопарки делятся не слишком охотно. Тех, кто прислал данные, упрекнуть не в чем. Например, Технопарк высоких технологий в Ханты-Мансийске с 2009-го по 2012-й из бюджета получил 195 млн рублей, из внебюджетных источников — 123,3. В то же время с 2010-го его резиденты реализовали продукции на 1,73 млрд рублей.

Общая сумма инвестиций, направленных на развитие технопарка «Новатор»
в Челябинске, — около 56 млн рублей (44 миллиона вложено в инфраструктуру, 12 — направлено на закупку современного оборудования резидентами технопарка; основной инвестор — ФГУП «Завод “Прибор”»). Объем отгруженных резидентами товаров в 2012 году — 130,2 млн рублей.

 Схема 1 Инновационная экосистема идеального технопарка

Уралу пример

На форуме и выставке инноваций «Иннопром-2011» (проходит каждый год в Екатеринбурге) директор департамента развития и коммуникаций Российской венчурной компании Евгений Кузнецов заявил:

— В нашей стране нет понимания, что такое бизнес по выращиванию компаний. По сути стартап — это продукт, товар, в который, условно, нужно поменьше вложить и подороже продать. ТП — инструмент, позволяющий это сделать, контрагент для выращивания технологичных компаний. В России я знаю единственный технопарк, который развивается примерно по такой модели, — в Новосибирске.

Мы не могли пройти мимо подобного высказывания и решили посетить технопарк новосибирского Академгородка (или просто Академпарк), чтобы пристально изучить его модель. На наш взгляд, этот опыт должен быть крайне полезен для уральских ТП.

История Академпарка (как и всего технопаркового движения) началась в 2005 году. «Тогда Владимир Путин возвращался из поездки в Бангалор, в Новосибирске его самолет должны были дозаправить, — вспоминает генеральный директор Академпарка Дмитрий Верховод. — Заодно президент провел совещание, на котором было принято два принципиальных решения: о создании на территории России особых экономических зон и технопарков».

Инициаторами Академпарка стали правительство области, мэрия Новосибирска и сибирское отделение РАН. Созданный последним фонд «НТП Новосибирского Академгородка» стал первым акционером проекта.

Помимо традиционных органов управления в Академпарке создан экспертный совет. Это он решает, что такое новация и что называть инновационным (см. Структуру проекта «Академпарк»).

 Схема 2 Структура проекта «Академпарк»

Академгородок был, пожалуй, самым логичным местом для возникновения ТП. Это крупнейший в России научный центр (37 институтов) с 13 тыс. сотрудников.
В 2009 году здесь по заказу Анатолия Чубайса было проведено исследование, которое выявило, что на этой территории работает около 300 инновационных фирм с годовой выручкой более 11 млрд рублей.

— Казалось, зачем нам технопарк, если и так все хорошо, — продолжает Дмитрий Верховод. — Но исследование показало, что около 55% компаний на тот момент имело выручку менее 1 млн долларов. Нам стали очевидны две проблемы.
Первая — инновационный бизнес не растет. Он застрял в стадии «заработать на хлеб с маслом». Вторая — отсутствие новой волны предпринимателей. Львиная доля обследованных компаний была создана в начале 90-х, когда в науке все было совсем плохо, и более-менее активные люди уходили в коммерцию. Мы определили три причины такого положения дел. Первая — отсутствия жизненного пространства. Почти вся недвижимость в Академгородке принадлежала СО РАН. Новые компании арендовали какие-то подсобки и гаражи и не были уверены в будущем. Вторая — отсутствие современной технологической инфраструктуры (особенно остро это ощущали на себе компании, реализующие проекты в сфере приборостроения, биомедицины и биотехнологий, новых материалов). И третья причина — дефицит жилья. Не имея возможности «закреплять» специалистов, мы лишались кадров. 

Необходимость в формировании ТП была очевидна. Решили создавать его по кластерной модели (всего их выделено четыре: биотехнологии, ИТ, нано- и новые материалы и приборостроение). Каждый кластер представляет собой пирамиду. Основание — специализированная инженерная инфраструктура. Выше — офисы, лаборатории и жилье. Еще выше — сервисная, финансовая, технологическая инфраструктура. Венчает все бизнес-инкубатор.

Кажется удивительно, но 14 компаний-резидентов Академпарка сами для себя в 2011-м построили комплекс производ­ственно-лабораторных зданий общей площадью 19 тыс. кв. метров (участок предоставлен бесплатно, инженерия — за счет бюджета). В целом площадь ТП, который закончит строиться в 2014 году, составит 130 тыс. кв. метров, 71 тысяча будет построена на деньги области и федерации. В составе комплекса технологические центры, центры коллективного пользования, научных исследований и разработок, лаборатории, производственные помещения, офисы, четыре специализированных бизнес-инкубатора, фитнес-центр, гостиница.

Отдельная тема — жилье. Академпарк пользуется тремя программами. Первая — арендные дома для начинающих. Снять трехкомнатную квартиру стоит 15 тыс. рублей в месяц, из которых 25% субсидирует область, 25% — работодатель, срок проживания — пять лет. Вторая программа — ипотека. Так как Академпарк крупный заказчик, стоимость кв. метра не превышает 35 тыс. рублей.    

Третья программа — собственный проект строительства крупного коттеджного поселка «Ложок» на 248 домов для состоявшихся сотрудников. 

 В целом инвестиции в проект должны составить 9,4 млрд рублей (без учета вложения в инженерную инфраструктуру), в том числе 5,37 миллиарда — частные деньги (57%). На 1 января 2013-го вложено 4,15 миллиарда (частных средств — 21%). Число резидентов — 240 (их выручка по итогам 2012 года — 12,5 млрд рублей, 2,2 миллиарда — налоги), стартапов в бизнес-инкубаторе — 54.

 График За три года технопарк в Ханты-Мансийске превратился в очень успешное предприятие: на рубль, вложенный из бюджета, выдает 3 рубля налогов и почти 18 рублей доходов

Магнит талантов

Одним из определяющих элементов технопарка является «мягкая инфраструктура». Именно она позволяет создать среду, инновационный бульон, привлечь лучшие кадры.

— Для нас из всех программ наиболее важными являются бизнес-инкубирование и проведение летних и зимних инновационных школ, — замечает Дмитрий Верховод. — Школы — основной механизм появления новых бизнесов в технопарке. Летом мы получили около 400 заявок, отобрали 180, после работы с менторами, экспертами, консультантами в финал прошел 21 проект, претендующий на статус резидента. В бизнес-инкубаторах ребятам платят символические деньги — по тысяче рублей в месяц за рабочее место. Они получают полный комплекс услуг — участие в мероприятиях, выставках, трэвел-гранты, консультационную поддержку, краш-тесты идей, их «доупаковку», субсидирование части услуг, в том числе по прототипированию. В 2012-м первые 12 компаний, зародившиеся в инкубаторе, стали резидентами технопарка.

Слабое место у Академпарка тоже есть — вывод компаний на рынок. ТП пока помогает участием в мероприятиях, выставках, профессиональных тусовках. Глобально, завоевание мирового рынка — задача самих резидентов. Правда, команда Академпарка обещает, что лет за десять освоит и эту экспертизу.

Резюме довольно простое. Факторы успеха технопарка как акселератора инновационного бизнеса — концентрация на сферах, в которых территория является лидером, тесная связь с научным сообществом и вузами, мощная команда менторов, консалтеров и экспертов, кластерный подход, заключающийся в организации hard- (инженерия, здания, жилье), middle- (технологические центры, оборудование) и soft-инфраструктуры (сервисы). В идеале нужно иметь подпитку стартапами снизу — из бизнес-инкубатора.
И еще нужно нечто неуловимое — инновационная атмосфера.   

Главным показателем эффективности технопарков, на наш взгляд, должен стать даже не рост действующих инновационных компаний, а генерация новых успешных бизнесов. Пока уральские ТП до этой стадии не дошли.

В подготовке материала участвовали Алена Лоскутова и Евгений Чечкин

Источник: expert.ru