Главная » Аналитика инноваций » Энергетика. Традиционная и перспективная. » Нефтяные викинги
Контакты English

Нефтяные викинги

20.07.10

вышкаНа момент начала разведки и эксплуатации Норвежского континентального шельфа Норвегия могла похвастаться достаточно развитым судостроением, рыболовством, металлургией, но опыта и технологий производства промыслового оборудования и оказания нефтесервисных услуг в стране не было. В этой ситуации целый ряд норвежских компаний принял решение резко сменить сферу деятельности и принять активное участие в добыче нефти. Первым норвежским судостроительным предприятием, которое занялось платформами, стала сегодня уже признанная одним из международных отраслевых лидеров фирма Aker Kvaerner. В 1967 году она построила для американской нефтяной компании Phillips передвижную буровую установку Ocean Viking. Именно с помощью этой платформы в 1969 году было открыто первое крупное месторождение на норвежском континентальном шельфе - нефтяной гигант «Экофиск». В начальный, «конверсионный», период развития новой отрасли норвежские судостроители (Waage Drilling, Gota as-Larsen, Hagb Waage, The Ugland Group и другие) активно стремились сотрудничать в производстве оборудования для морской добычи нефти с тогдашними законодателями моды в этой сфере - американцами и голландцами. Но уже через несколько лет благодаря разработкам норвежских инженеров они начали на равных конкурировать с бывшими партнерами, а позже и вовсе вытеснили с рынка иностранных конкурентов. танкер

Добиться успеха норвежские машиностроители смогли во многом благодаря государственной поддержке. Официальная доктрина с самого начала включала в качестве одной из целей развитие нефтегазового машиностроения и сервисных услуг, чтобы компенсировать неизбежное исчерпание природных богатств и гарантировать долгосрочный и стабильный экономический рост. В декабре 1972 года появился указ о шельфовой геологоразведке и добыче, в котором содержалось требование включать норвежские компании в тендеры на поставку нефтегазового оборудования и технологий, если их продукция соответствует запросам заказчика. Также при распределении лицензий государство отдавало предпочтение тем нефтегазовым компаниям, которые максимально использовали продукцию и услуги отечественных предприятий. В результате доля норвежского участия при обустройстве и разработке месторождений иногда достигала 90%. В то же время сохранялась конкуренция между национальными и зарубежными поставщиками: главным критерием являлось качество предлагаемых услуг. 

вышка нефтьРазвитию нефтесервисной отрасли способствовала политика государства в области научных исследований и образования. В ведущих университетах страны проводилось обучение специалистов, для чего за государственный счет приглашались иностранные профессора. Также с 1979-го по 1994 год нефтегазовые компании в обязательном порядке должны были заключать технологические соглашения с норвежскими научно-исследовательскими институтами, финансировать разработки и повышать квалификацию ученых. Это послужило мощным импульсом развитию норвежского машиностроения и технологий, а в итоге позволило снижать издержки нефте- и газодобычи на Норвежском континентальном шельфе на 4-5% ежегодно. В 1994 году, со вступлением Норвегии в европейское экономическое пространство, протекционистские меры были отменены. Но к этому времени норвежские поставщики нефтегазового оборудования и технологий окрепли и сейчас - уже без всякой протекции - имеют 65% заказов во всех проектах на национальном шельфе. 

Отметим, что такой результат не был заранее предопределен. Показательна в этом контексте одна деталь: британская модель освоения запасов того же, что и в Норвегии, североморского шельфа предполагала ставку в производстве оборудования и нефтесервисе на ведущие международные корпорации с их передовыми технологиями. Итог: в Норвегии на сегодня сложилась высокотехнологичная нефтегазовая промышленность, а в Великобритании ее как не было, так и нет.

Источник: www.epr-magazine.ru